Ни для кого из специалистов в области СЕО уже не является секретом тот факт, что поиск постепенно смещается в сторону персонализации. В этом направлении и Яндекс, и Google на протяжении 2012 года сделали немало шагов.
Западные эксперты уверены в том, что появление персонализированных результатов выдачи в поисковых системах не позволяет в полной мере оценить, насколько эффективно осуществляется продвижение и развитие сайтов. Первостепенное внимание при анализе результатов в последнее время специалисты стали уделять:
- средним позициям веб-ресурса в поисковой системе;
- показам;
- увеличению аудитории сайта;
- данным CTR.
А вот российские специалисты в области продвижения с таким мнением западных коллег не согласны. У некоторых ведущих СЕО-оптимизаторов имеются свои собственные метрики, позволяющие оценить эффективность продвижения.
Изменять метрики в своих СЕО-отчетах российские вебмастера пока что не торопятся ввиду отсутствия соответствующих предпосылок. Да, действительно в российской поисковой системе появился персонализированный поиск. На первый взгляд, может показаться, что найти отныне двух пользователей, которые видят выдачу Яндекса по запросу одинаково, невозможно. Однако текущие наблюдения демонстрируют обратное.
Конечно, если основываться на примерах, которые демонстрирует блог Яндекса, выдача стала отличаться. Но эти примеры представляют собой достаточно неоднозначные запросы, вроде "Кандагар", "анаконда", "весенние каникулы" и прочее. По ним действительно сложно получить одинаковую выдачу. С коммерческими запросами дела обстоят несколько иначе. Разнообразие выдачи для запросов вроде "прихожая на заказ", "купить квартиру в Санкт-Петербурге" или "цена на айфон" представить сложно даже в том случае, если человек любит рок или два месяца назад стал молодым родителем.
Это подтверждает и ситуация, которая касается позиций сайтов. Они, безусловно, будут меняться в том случае, если конкретный человек достаточно давно и последовательно интересуется информацией определенного рода и часто останавливает свой выбор на одних и тех же сайтах. Разная выдача будет вероятной для пользователя, который уже успел плотно проштудировать информацию по теме изготовления мебели в индивидуальном порядке, и для того, который вводит запрос "прихожие на заказ" впервые. Если человек выбирает для себя определенные сайты, для него они будут ранжироваться выше, но не более того.
Конечно, те метрики, на которые предлагают ориентироваться западные специалисты, играют важную роль в анализе эффективности. Но их исследованием специалисты занимались и раньше - до появления персонализированного поиска. Тем не менее, увидеть полную картину развития того или иного ресурса можно только в том случае, если оценивать куда большую совокупность различных факторов.