Тест на юзабилити - единственный способ понять, насколько качественно работает веб-ресурс, насколько он удобен для посетителей, какие элементы сайта стоит изменить, а какие нельзя трогать ни в коем случае... Но как провести такой тест?
1. Поймите, кто является вашими пользователями, сегментируйте их на отдельные группы
Группы пользователей, посещающих ваш сайт не должны перекрывать друг друга. Начните с тщательного изучения и разделения посетителей. Учтите, что если в вашем тесте на юзабилити будут принимать участие люди, которые не отображают представителя группы в полной мере, результаты тестирования нельзя считать достоверными на все сто процентов. Еще хуже, если к изучению аудитории вы отнесетесь халатно - в этом случае множества ошибок избежать точно не удастся.
2. Размер тестовой группы, время и цена
Вам необходимо собрать достаточное количество данных о 10-15 представителях из каждой группы ваших посетителей. Не стоит уменьшать количество человек, принимающих участие в тестировании - качество результатов теста на юзабилити от этого снижается в разы.
3. Создание уникальной среды для проведения исследований
Для проведения теста на юзабилити очень важно создать такую среду, в которой на каждого участника тестирования внешние факторы не будут оказывать влияния. Достаточно часто рядом с участниками испытаний оказываются новички, чего точно быть не должно. Как показывает практика, в такой ситуации люди нередко начинают принимать поспешные решения и ведут себя не так, как обычно. Будет лучше, если в процессе исследования участники испытаний будут пребывать в привычной для себя среде - так у вас будет больше гарантий, что человек станет следовать своим привычкам.
4. Поставьте вопросы правильно
Участники испытаний должны не просто выполнять действия, которые вы им предлагаете выполнить, а решить ту задачу, которую поставят перед собой сами. К примеру, не предлагать участникам подписаться на определенные обновления, а оптимизировать свою работу наиболее удобным для себя способом.
Естественно, что каждое задание теста на юзабилити будет требовать выполнения определенного количества действий - это делает сам тест достаточно сложным, а его результаты придется анализировать дольше. Тем не менее, именно такой анализ позволит проверить наибольшее количество работающих параметров на сайте. Важно не избегать таких тестов и не стараться упростить веб-ресурс по максимуму. Задача теста - понять, что происходит в голове у представителей вашей целевой аудитории.
Что необходимо тестировать в первую очередь?
Начните с банального анализа тех действий, которые необходимо совершать вашим посетителям для того, чтобы они становились выгодными для вас. Это может быть:
- Подписка на обновления вашего сервиса.
- Платная подписка на определенные материалы.
- Регистрация на сайте и заполнение личного профиля.
- Совершение приобретения.
- Генерация лида и заполнение веб-форм.
- Скачивание материалов с сайта и т.д.