Тест на юзабилити - единственный способ понять, насколько качественно работает веб-ресурс, насколько он удобен для посетителей, какие элементы сайта стоит изменить, а какие нельзя трогать ни в коем случае... Но как провести такой тест?

1. Поймите, кто является вашими пользователями, сегментируйте их на отдельные группы

Как организовать тест на юзабилити?

Группы пользователей, посещающих ваш сайт не должны перекрывать друг друга. Начните с тщательного изучения и разделения посетителей. Учтите, что если в вашем тесте на юзабилити будут принимать участие люди, которые не отображают представителя группы в полной мере, результаты тестирования нельзя считать достоверными на все сто процентов. Еще хуже, если к изучению аудитории вы отнесетесь халатно - в этом случае множества ошибок избежать точно не удастся.

2. Размер тестовой группы, время и цена

Вам необходимо собрать достаточное количество данных о 10-15 представителях из каждой группы ваших посетителей. Не стоит уменьшать количество человек, принимающих участие в тестировании - качество результатов теста на юзабилити от этого снижается в разы.

3. Создание уникальной среды для проведения исследований

Для проведения теста на юзабилити очень важно создать такую среду, в которой на каждого участника тестирования внешние факторы не будут оказывать влияния. Достаточно часто рядом с участниками испытаний оказываются новички, чего точно быть не должно. Как показывает практика, в такой ситуации люди нередко начинают принимать поспешные решения и ведут себя не так, как обычно. Будет лучше, если в процессе исследования участники испытаний будут пребывать в привычной для себя среде - так у вас будет больше гарантий, что человек станет следовать своим привычкам.

4. Поставьте вопросы правильно

Участники испытаний должны не просто выполнять действия, которые вы им предлагаете выполнить, а решить ту задачу, которую поставят перед собой сами. К примеру, не предлагать участникам подписаться на определенные обновления, а оптимизировать свою работу наиболее удобным для себя способом.

Естественно, что каждое задание теста на юзабилити будет требовать выполнения определенного количества действий - это делает сам тест достаточно сложным, а его результаты придется анализировать дольше. Тем не менее, именно такой анализ позволит проверить наибольшее количество работающих параметров на сайте. Важно не избегать таких тестов и не стараться упростить веб-ресурс по максимуму. Задача теста - понять, что происходит в голове у представителей вашей целевой аудитории.

Что необходимо тестировать в первую очередь?

Начните с банального анализа тех действий, которые необходимо совершать вашим посетителям для того, чтобы они становились выгодными для вас. Это может быть:

- Подписка на обновления вашего сервиса.

- Платная подписка на определенные материалы.

- Регистрация на сайте и заполнение личного профиля.

- Совершение приобретения.

- Генерация лида и заполнение веб-форм.

- Скачивание материалов с сайта и т.д.