Любая вещь, которая производится для использования человеком, создается с учетом того, чтобы пользоваться ею было комфортно. Сайтостроение использует этот же принцип: сайт просто обязан быть удобным для посетителей.
Сайт в Сети Интернет - один из самых практичных и эффективных каналов, по которым можно распространять информацию, проводить рекламные кампании и акции, осуществлять продажи собственных услуг или товаров.
Вполне естественно предположить, что сайтостроение в первую очередь должно быть направлено на того, кто будет пользоваться сайтом в дальнейшем. Практически для любой коммерческой или социальной организации сайт необходим для того, чтобы привлекать на него потенциально заинтересованных в предлагаемой информации, товарах или услугах пользователей Сети.
И совершенно очевиден тот факт, что для того, чтобы среднестатистический клиент мог что-то купить или чем-то воспользоваться важно, чтобы сам процесс поиска необходимых ему вещей был максимально прост, понятен и доступен.
Приходилось ли вам когда-нибудь обращать внимание на то, как попадая на какой-либо Интернет-ресурс, вы просто не в состоянии отыскать на нем то, что вас интересует: это могут быть контакты фирмы, информация о ценах на определенные товары, описания услуг и т.д.
Еще в начале 80-х годов прошлого века появилось вполне определенное понятие, которое позже получило имя "юзабилити", и означало одну из главных причин успешности и эффективности одних сайтов перед другими.
Как же можно растолковать понятие "юзабилити"? Если говорить просто, то это определенный свод правил, которые позволяют создать Интернет-ресурс, располагающий к себе клиентов, а также список ошибок, которые заставляют пользователей покидать страницы сайта, как говорится, "не солоно хлебавши". Юзабилити - это своего рода наука, которая направлена на исследование поведения пользователя, впервые оказавшегося на том или ином Интернет-сайте.
Высокий уровень юзабилити - показатель простоты использования веб-ресурса, возможность быстро и четко определить, где на сайте находится та или иная информация.
Процесс изучения множества сайтов позволил прийти к выводу о том, что существуют определенные пункты меню, которые не должны присутствовать в нем, мешающие свободному использованию ресурса, вводящие пользователей в заблуждение. В то же время определенные технические приемы позволяют сделать сайт более функциональным и простым, удержать пользователя на ресурсе, увеличить приток посетителей.
Основные моменты юзабилити
Какие же основные моменты качественного юзабилити важно учитывать в процессе сайтостроения и последующего развития сайта?
- На сайте не нужна ненужная и отвлекающая навигация.
- Любой ресурс должен обеспечивать пользователям возможность открывать в любом браузере, со средней скоростью загрузки трафика страницу сайта не более 2-х секунд.
- При помощи не более 3-х переходов по страницам сайта пользователь должен находить то, что его интересует.
- Реклама на сайте ни в коем случае не должна отвлекать пользователя от того, за чем он пришел.
- Пользователь должен получать все ответы на интересующие его вопросы из информации размещенной на сайте (варианты "спросите у менеджера, пишите нам" - не подходят).
- Вся информация на сайте должна быть разбита на удобные разделы.
- Ссылки переходов на нужные страницы просто обязаны выделяться так, чтобы их было видно.
- Сайт должен быть понятен пользователю на уровне интуиции.
- Качество дизайна, графики и пр. - вне конкуренции.
- Информация на сайте должна быть непременно правдивой и актуальной.
- Обеспечьте пользователю полный доступ контакта с Вами (телефоны, электронные адреса, фактические адреса, мессенджеры, почтовые формы) - чем больше способов связи, те больше клиентов.
Это далеко не полный список правил, однако он наверняка позволит направить ход ваших мыслей в нужное русло. Помните, чем проще пользователю обращаться с вашим сайтом, тем больше гарантий того, что он станет вашим клиентом.