На некоторых сайтах можно установить навигацию, в которой пользователь сможет задавать параметры объекта. Например, в интернет-магазинах это значительно облегчает поиск товара.
Фасетная навигация чаще всего используется в интернет-магазинах. Такой тип навигации позволяет пользователям выбирать товар через определенные фильтры. Например, покупатель при выборе ноутбука способен задать не только компанию-производителя, но также вес устройства и размер его оперативной памяти.
Такой метод организации навигации по сайту, безусловно, полезен. Но, если речь идет о простом корпоративном сайте, то здесь этот способ будет лишним. Устанавливая на интернет-магазин фасетную навигацию, нужно обязательно учесть некоторые проблемы, с которыми сталкиваются ритейлеры. Во-первых, фасетная навигация часто служит причиной возникновения дублей страниц. Такое происходит, когда выборка в навигации осуществляется по множеству параметров или когда существуют другие способы выбора товара.
Лучше предоставить ботам для индексации несколько страниц, а пользователям дать более обширный выбор. Фасетная навигация требует работы профессионала, который знает о трудностях, с которыми сталкиваются ритейлеры. Дубли страниц лучше удалить или хотя бы закрыть от индексирования.
Вместе с фасетной навигацией можно установить на сайт так называемые "хлебные крошки". В оригинале эта система называется "bread crumbs". Она позволяет посетителю сайта видеть, какое место в иерархии веб-ресурса занимает просматриваемая им страница. Кроме того, пользователь сможет быстро переместиться к корню сайта, на главную страницу или перейти в список категорий. Ведь "хлебные крошки" представляют собой ссылочную иерархическую структуру. Например, она может выглядеть так: "Главная - товары - обувь - мужские ботинки". Последняя категория, которая указывает на страницу, открытую у пользователя, не является ссылкой.
Навигация не должна быть бесконечной, и за этим надо строго следить. Иначе у сайта будут проблемы с индексацией. Для этого надо предварительно спроектировать структуру url, рассчитав количество страниц первого, второго и третьего уровня. Так можно избежать появления дублей. В url страницы не нужно вставлять по несколько ключей сразу, потому что это может быть воспринято как спам. При желании можно употребить ключевик один раз для каждой страницы.
Аналогом фасетной навигации может быть поиск на сайте. Правда, многие пользователи так и не применяют все его функции полностью. Поиск на сайте открывает массу возможностей и при этом позволяет избежать дублей страниц. Хорошо было бы также предусмотреть подсказки при поиске товаров. Некоторые ритейлеры устанавливают фасетную навигацию вместе с поиском по сайту. Это удобно, но приносит ряд проблем.