Для того, чтобы создать сайт, который будет максимально отвечать пожеланиям заказчика, необходимо иметь на руках четкое и подробное техническое задание. Именно оно является первым важным этапом создания сайта высшего уровня.
Часто создание и формулировка ТЗ ложится непосредственно на плечи веб-мастера. А поэтому необходимо знать, какие разделы должно иметь ТЗ. Первый «общий» раздел должен ввести в курс дела. Другими словами он должен ответить на вопрос программиста: «О чем сайт? Что он будет доносить? Какова его цель?». Обязательно необходимо указать эксплуатационное назначение. То есть, для интернет-магазина это будет продажа товара, для сайта скидок – свод покупателей и продавцов, для сайта визитки – возможность сделать компанию узнаваемой. Здесь же важно указать и функциональное назначение, а именно, какие функционалы должен иметь сайт. Для интернет-магазина – это корзина, каталог и страница с условиями доставки. Для сайта-визитки – это страницы о компании, о достижениях, знакомство с коллективом и обратная связь.
Очень часто ТЗ на этом и останавливаются. И многие работодатели считают, что максимально полно изложили свои требования. Но чтобы получить качественный сайт, необходимо изложить в ТЗ следующее:
- термины и определения – позволяют и заказчику и исполнителю называть вещи одними именами и точно понимать друг друга. И это касается не только вопросов создания сайта, но и оплаты работы. В общем, здесь можно описать все, что вызывает сомнения с одной или другой стороны;
- списки и данные – списки должны четко определить, что хочет видеть заказчик на той или иной странице. Например, если на странице со статьей он желает видеть список похожих статей, то в ТЗ должны быть описаны критерии «похожести». Также в ТЗ должна быть четко определена форма вывода данных. Например, если это новость, то необходимо определить из чего она состоит и по каким критериям разбивается. Это могут быть категории, даты, популярность и прочее;
- страницы с описанием – здесь заказчик должен четко представить, что именно должно быть на каждой разновидности страницы сайта. Кроме этого важно отметить, как именно будет отображаться та или иная информация. Например, как будет выплывать окошко он-лайн консультанта или как должна быть отображена лента новостей;
- требования к надежности и стабильности работы – этот параметр важен для сайтов, на которых планируется большая посещаемость. Высоконагруженный сайт требует особого написания кода и настройки сервера;
- наполнение контентом – заказчик должен получить минимум контента, который позволит ему сразу начать эксплуатацию сайта. Иные же условия необходимо обязательно отобразить в ТЗ;
- сдача и приемка сайта – здесь необходимо описать условия, при которых сайт будет принят и оплачен.