Продолжаем нашу серию статей о причинах смерти стартапов. Перед вами - еще три причины, которые могут привести ваш, казалось бы, перспективный и успешный проект к полному финансовому краху.
"Смерть" стартапа - понятие относительное. Одни сайты исчезают безвозвратно, другие остаются "дрейфовать" по сети, но в любом случае идея, если она по-настоящему интересна и уникальна, продолжает жить и когда-нибудь может быть реализована снова. Но пока - о причинах.
Причина четвертая: недостаточное внимание к проекту
Любой стартап требует большого внимания не только во время разработки, но и после успешного запуска и проведенной рекламной кампании. Если вы считаете, что вам достаточно придумать идею и заказать (либо создать самостоятельно) сайт, а после все заработает само, вы ошибаетесь.
Не бойтесь уделять своему стартапу все свободное время. Если вы сочетаете оффлайн-работу с созданием сайтов, во время запуска серьезного стартапа лучше всего уволиться, иначе вы не сможете контролировать процесс. Не стоит оправдываться тем, что вы наняли сотрудников: в этом случае ТЕМ БОЛЕЕ стоит уделять работе над проектом все свое внимание.
Учтите, что недостаточный контроль над разработкой и продвижением стартапа может убить его. Если не сейчас, то через год-два. В вашем проекте заинтересованы только вы (ну и, возможно, ваш инвестор). Остальным важнее выполнить работу побыстрее и получить деньги. Помните это.
Причина пятая: разногласия с партнерами
Казалось бы, в сети мы удаляемся от других людей, насколько это возможно. И кажется, что можно обойтись без других даже в разработке крупного стартапа... Увы, это не так.
Нередко бизнес рушится вовсе не из-за неправильно составленной стратегии или финансовой несостоятельности. Часто успешные и перспективные стартапы разрывают на куски бывшие друзья и партнеры, не согласовавшие условия сотрудничества заранее. Или изначально утвердившие не совсем верные условия.
Как избежать этого? Нет ничего проще! В первую очередь, точно, по пунктам составьте и согласуйте условия сотрудничества. Составьте письменный договор (не думайте, что это лишнее - потом будете себя же благодарить). Ну а во вторую - соблюдайте эти условия.
Причина шестая: "исчезнувший" инвестор
Стартап требует финансовой подпитки. Ему нужна постоянная реклама и раскрутка, а без этого бизнес грозит кануть в лету. Естественно, для этого вы подыскиваете инвестора, который мог бы обеспечить ваш сайт деньгами хотя бы на первое время. И... в какой-то момент у инвестора кончаются деньги, и сайт все еще не выходит на самоокупаемость. Как результат, инвестор теряет деньги, а вы остаетесь в долгах и без стартапа.
Не ленитесь: ищите инвестора, способного вложить достаточно денег в ваш ресурс. И не ограничивайтесь на одном: чем их будет больше, тем лучше.
Как видите, здесь мы раскрыли "человеческие факторы" гибели стартапов. В следующей части - о типичных проблемах виртуального бизнеса.