В заключительной части серии обзоров типологии клиентов, заказывающих конечный продукт работы фрилансеров – тот самый сайт, который появляется перед нами на мониторах наших ПК, ноутбуков и других гаджетов, мы будем говорить о тех заказчиках, которых уважает любой работник свободного полета.
Некрупные бизнесмены
Эта категория заказчиков является владельцами малого или среднего хорошо налаженного бизнеса. Они умеют четко определять бюджетные расходы, связанные с реализацией проекта (или, по крайней мере, представляют его границы). Основное их преимущество в том, что они отлично знают цену понятию эффективность. Отсюда и их подход к выбору исполнителя – основой выбора становится не цена услуги, а именно ее эффективность. Полностью рациональны в этом вопросе и часто предпочитают пользоваться услугами опытных фрилансеров, являя собой основу их клиентской базы.
Профессионалы
Такие заказчики сами специалисты в интернет-технологиях. Чаще всего это владельцы крупных проектов, порталов, которым требуются услуги фрилансеров для ускорения решений конкретных задач, от которых зависит развитие сайтов и бизнеса в целом.
Отбор исполнителей они проводят по очень жестким критериям и предпочитают иметь дело с такими же профессионалами, отвергая любое дилетантство и некомпетентность. Работа с такой категорией заказчиков всегда интересна, держит в постоянном напряжении и стимулирует к самообразованию.
Корпорации
Несмотря на то, что крупные компании выглядят очень выгодными клиентами, сам процесс взаимоотношений, к которому привыкли фрилансеры, очень далек от их представления. Формальности по оформлению договорных отношений, приему готовой работы и выплате вознаграждения занимают времени больше, чем сама работа. Посоветовать работать с такими клиентами можно только тем фрилансерам, которые умеют сформировать обоснованный бюджет и знают, как общаться с заказчиком. Не имея такого опыта, не стоит искать себе проблем.
Какими методами пользоваться при работе с клиентами
В первую очередь, определитесь, какой клиент вам интересен, и детально узнайте, по каким критериям заказчик выбирает исполнителя. Если вам интересна работа с менеджерами, которые способны обеспечить вас постоянными заказами, постарайтесь найти их среди заказчиков, размещающих объявления на биржах фриланса, или выходите на такие компании, которые специализируются на предоставлении таких услуг. Для переводчиков это могут быть агентства или бюро переводов, для копирайтеров - очень узкоспециализированные биржи, подбирающие исполнителей по жестким параметрам. Искать таких заказчиков в общей ленте заказов текстовых бирж практически бесполезно.
Впрочем, тема методов и способов организации деловых взаимоотношений с заказчиками с учетом их типологии требует более тщательно и детального рассмотрения, и, возможно, будет описана в одном из следующих циклов статей.