Даже полное соблюдение всех правил юзабилити не гарантирует, что получившийся в итоге сайт будет максимально комфортным. Для того, чтобы проверить юзабилити сайта и при необходимости доработать, необходимо тестирование.
О юзабилити написано немало книг и статей. Юзабилити нередко становится главной темой семинаров веб-разработчиков и дизайнеров, а тысячи специалистов высочайшего профиля проводят свои изыскания в этой сфере. Увы, соблюдая «10 (20, 30) правил хорошего юзабилити», придуманных неизвестным автором, вы не сможете на 100% гарантировать себе, что в итоге получится удобный и приятный во всех отношениях сайт. Убедиться в удобстве сайта можно, протестировав его юзабилити.
Но как это сделать?
Наиболее простой способ – обратиться к специалисту. В сети существуют признанные эксперты, профессионалы от дизайна, веб-строительства или непосредственно юзабилити. Эти специалисты предоставляют услуги по тестированию юзабилити сайтов. Обратившись к ним, можно получить оценку, отзыв и даже рекомендации по улучшению ресурса. Увы, стоимость такой работы может оказаться слишком высокой для владельца сайта.
Можно ли провести тестирование юзабилити с минимальными затратами?
Конечно! Для этого существует масса способов, в основе которых лежит работа с пользователями Интернета. Это могут быть и посетители сайта, для которых достаточно повесить соответствующий опрос. Но лучше всего провести тестирование отдельно, составив специальную анкету и подобрав определенное количество респондентов.
В анкете должны содержаться не только прямые вопросы об удобстве и полезности сайта, но и вопросы косвенные, по которым можно понять, чего ресурсу не хватает. Кроме того, обязательно предусмотрите вопросы, касающиеся лично респондентов – возраст, пол и т.д. Подбор респондентов – наиболее важная часть тестирования, так как именно от их качеств зависят результаты. Следует иметь в виду, что респонденты должны быть из потенциальной целевой аудитории вашего сайта, т.е. интересоваться его тематикой. Возраст, пол, социальное и семейное положение также определяются характеристиками целевой аудитории.
Особо стоит отметить и такой важный параметр, как уровень компьютерной грамотности. Он должен соответствовать уровню вашей ц/а по меньшей мере на три четвертых. Если ваш сайт рассчитан на новичков в Интернете, посещавших разве что «Одноклассники» и не умеющих работать с почтой, вы должны опрашивать именно их.
Найти респондентов можно на ресурсах, где «обитают» представители вашей целевой аудитории. Это могут социальные сети, блоги, форумы по интересам, даже биржи. Платить ли за заполнение анкеты деньги или нет, решать вам. Но если вы выделите на это хотя бы символическую сумму, вы найдете людей с большей вероятностью.
Собрав анкеты, вы сможете проанализировать состояние сайта и доработать юзабилити, если это необходимо.