Даже однопрофильным специалистам подчас бывает сложно понять друг друга. Что уж говорить о взаимопонимании между «чайником»-клиентом и программистом, дизайнером, копирайтером? Помочь в этом вопросе может только грамотное ТЗ и бриф.

О пользе разработки технического задания мы уже говорили и, наверное, смогли убедить вас в том, что составлять его нужно в обязательном порядке. Но как именно это сделать?

бриф, техническое задание

Особых сложностей в случае, если вы составляете план работ по разработке своего собственного сайта, не возникнет. Вы всегда сможете понять свои обозначения и вспомнить, что хотели. Но что делать, если вы разрабатываете сайт под заказ? Ведь в этом случае вашим клиентом может оказаться обычный человек, начинающий пользователь ПК и Интернета, которому будет сложно объяснить, что именно он хочет получить, и от которого вы наверняка не дождетесь внятного и корректного технического задания!

А от него это и не потребуется, ведь задание должны составить вы сами, опираясь на пожелания и требования заказчика.

Для этого обязательно составьте бриф – список вопросов, на которые заказчик должен ответить самостоятельно. Бриф должен включать в себя только важнейшие пункты, среди которых особо выделим:

  • Название ресурса;
  • Назначение сайта (в данном случае заказчик просто опишет, что ему нужно, а вы определите вид будущего ресурса – визитка, интернет-магазин, информационный или новостной портал, блог и т.д.);
  • Тема сайта, целевая аудитория, цветовая гамма (эти данные потребуются во время разработки эскизов или подбора шаблона);
  • Требующиеся функции (что будут делать ваши будущие посетители - читать, оставлять комментарии, общаться на форуме, покупать или заказывать);
  • Модули, которые нужно будет разработать/разместить на сайте (вопрос для «продвинутых» заказчиков, уже знакомых с основами разработки веб-ресурсов).

Список вопросов можно составлять бесконечно, и чем больше и полнее будет бриф, тем проще вам будет работать, и тем меньше недоразумений возникнет. Однако стоит помнить, что заказчик – тоже человек, а далеко не все люди имеют много времени и могут быстро печатать. Отправляя заказчику бриф на 10 листов, не ждите, что он будет заполнен уже сегодня или на следующий день. Поэтому стоит сократить список до 10-15 вопросов (максимум), после чего уже уточнять по каждому пункту отдельно.

Если вы занимаетесь созданием сайта «под ключ», разрабатывая и уникальный дизайн, и собственную CMS, и все модули, и даже «продающие» тексты, вам необходимо уделить каждой из частей вашей работы внимание и в брифе, и техническом задании. Бриф и ТЗ на его основе потребуются и при выполнении отдельно взятых работ. Даже небольшой текст на второстепенную страницу требует ТЗ, что уж говорить о создании отдельного модуля или дизайн-проекта?