Провести тестирование на сайте можно, не потратив денег. Для этого надо самостоятельно организовать тесты. К участию в тестировании можно привлечь друзей или даже родственников.

Многие владельцы сайтов для проведения юзабилити-тестирования обращаются в компании или тратят деньги на экспертов. Фактически большинство организаций выявляют проблемы на ресурсе, используя целевую аудиторию. Из числа желающих заработать на тестировании выбираются люди, соответствующие требованиям специалистов. Потом им предлагаются задания, которые они должны пройти. Все задания связаны с операциями на сайте. Например, на сайте pizzagroup.ru найти миксер steno, добавить его в корзину, оформить заказ, а может и обратиться в службу поддержки с каким-нибудь вопросом.

Есть категория предпринимателей, которая тестирует ресурсы, используя различные программы. Софт, конечно, может быть полезен, но реального человека он не заменит. Как быть, если средств на дорогое тестирование нет, а оно необходимо? В этом случае можно провести тесты самостоятельно. Для этого не надо быть экспертом и обладать какими-то особыми знаниями. Для проверки функциональности ресурса и его удобства нужен скорее взгляд дилетанта.

Бюджетное юзабилити-тестирование

Все специалисты, которые организовывали тестирование юзабилити, разделяются на две группы. Одни уверены, что для полноценной проверки и выявления всех недостатков сайта нужна приличная аудитория, состоящая их представителей целевой группы. Другие специалисты считают, что для проверки достаточно выбрать 3 - 5 человек, причем это могут быть самые разные люди, некоторые из них могут даже не подходить под целевую аудиторию. Правы обе категории специалистов, поэтому ориентироваться надо на конкретный проект.

Если сайт продает спецтехнику, то лучше все-таки выбрать человека, который в ней разбирается, а не домохозяйку. Но для тестирования магазина подарков или сайта с одеждой подойдет любой человек. Для проведения тестов надо выбрать людей среди друзей и родственников. Начинать тестирование надо с себя. Когда сам владелец ресурса начнет тестировать проект, некоторые неудобства он может не заметить. Но группа из пяти человек способна указать на 99% ошибок на сайте.

Для проведения теста надо составить задания. Если человеку просто дать погулять по сайту, а потом спросить, испытал ли он неудобства, то человек скажет, что с сайтом все нормально. Потому что перед ним не стояло конкретных задач, которые нужно было решить. Например, можно дать задание выбрать на лето одежду в интернет-магазине на определенную сумму и заказать ее. Подойдет и задача поиска определенной информации на сайте. Если в процессе человек испытает неудобства, то он об этом скажет. Некоторые владельцы сайтов продумывают многие мелочи, но забывают на видном месте разместить контакты компании.

При тестировании можно выявить и неявные проблемы с сайтом. Надо только записывать все, что происходит на экране, сегодня для этого есть специальные программы. Если человек затрудняется найти какую-то кнопку, то это может говорить о недоработке. Запись надо вести со звуком, чтобы слышать также комментарии тестируемых, они могут дать хорошую подсказку. Некоторые люди стремятся дать при тестировании советы по размещению интересной информации или сертификатов. Тестировщику надо отделять такие советы от реальных проблем, которые мешают покупать товары или заказывать услуги.