Авторское право – подсистема гражданского права, которая определяет и регулирует отношения авторов и лиц (как физических, так и юридических), использующих их произведения.
Информативный сайт содержит уникальный контент, не нарушающий ничьих авторских прав. Это требует знаний, умений, навыков, времени, денег.

Авторское право

Любой сайт из 300 веб-страниц, по «мощности» контента эквивалентен среднего объема книге. Столько писателей хороших книг не может быть. Никогда. Привлекаются копирайтеры и рерайтеры, фотографы, контент-менеджеры. Но их также не так много. Поэтому сайты частенько содержат неуникальный контент, попросту говоря, копипаст (контент, наскоро «сколоченный» из различных фрагментов с других сайтов). Это увеличивает информационный мусор в Интернете, затрудняя работу поисковых роботов.

Авторство контента сайта нужно грамотно оформить с авторами, до начала разработки сайта. Этим занимается контент-менеджер. Если заказчик хочет получить емкий информационно сайт, ему необходимо будет купить хороший контент. Более 50% стоимости хорошего информационного сайта несет «на себе» контент. Именно контент приносит львиную долю прибыли на сайте. Он же «приносит» и хорошую позицию в рейтингах.

Особенности сохранения авторских прав на сайте

Многие считают, что выгоднее вкладывать деньги в веб-дизайн, а не в контент. Это ошибочное мнение и приводит оно к убыточности и малой эффективности сайта. Для качественного, с авторскими правами, контента легко можно делать редизайн сайта. А также доказать авторство. Для сайта с хорошим дизайном и слабым контентом это сделать сложнее.

При заключении договора можно сохранять авторское право на контент за заказчиком или исполнителем. Если это специально не оговорено, то право сохраняется за автором, например, за веб-дизайнером или контент-менеджером. Автор может использовать и тиражировать его. Веб-дизайн сайта же может устареть через несколько лет.

На ком лежит ответственность за контент?

Вся ответственность за контент лежит на заказчике, отвечающим за убытки (прямые, косвенные) от претензии кого-то к контенту сайта. Авторство контента для сайта сложно проверить, если контент заимствован на иностранном сайте, с сайта, страницы которого не индексируются поисковыми роботами, со старой книги и т.п.

Как оформить ТЗ в части охраны авторских прав на контент?

При разработке сайта, в договоре авторские права оговариваются отдельно. Если кто-либо предъявит претензии авторства контента, веб-студия должна иметь возможность обосновать, что она разместила контент, который передан заказчиком. Если контент ресурса готовит компания, заказчик должен позаботиться о доказательствах того, что контент веб-студии не нарушает авторских прав кого-либо.

Обычно авторские права оговариваются подробно в приложении к ТЗ на сайт. Оно должно быть подготовлено в следующем виде и порядке:

  • распечатка контента в двух экземплярах с пронумерованными страницами;
  • сшить, скрепить подписью и печатью (указав дату);
  • составить опись всего контента, указав, что контент - приложение к договору (с номером договора и датой).

Один экземпляр - разработчику (например, в веб-студию), а другой оставить себе (заказчику).

Авторское право

На что обращать внимание при приобретении контента для сайта?

Когда приобретаются какие-то статьи или фото, следует письменно заключить договор. Иначе могут быть проблемы в области информационного права (например, продавец не имеет прав на продажу).

При заключении договора на покупку контента, следует в договоре акцентировать:

  • ответственность продавца на случай плагиата;
  • какие авторские права (исключительные или неисключительные) приобретаются;
  • условия конфиденциальности контента, если это необходимо;
  • как должны соблюдаться авторские права и формы разрешения споров, если они возникнут, а также условия расторжения договора;
  • что понимается под использованием материалов договора (форма реализации права на обнародование, воспроизведение, переработку, перевод, переуступку прав третьим лицам и размножение материалов);
  • был ли контент в продаже до этого (и у кого);
  • есть ли ограничения на продажу;
  • величина, способ и порядок выплаты вознаграждения;
  • нужно ли указывать гиперссылку на источник или на сайт при использовании материалов;
  • возможность отчетов и ознакомления с бухгалтерскими или иными документами (если, например, в договоре указана выплата процентов от прибыли за счет контента сайта).

Если одна из сторон договора не является резидентом РФ, то необходимо также учесть международные нормы авторского права.