Младенческая смерть настигает многие крупные проекты,
несмотря на их первоначальную продуманность и значительные инвестиции. И такое явление распространено довольно широко.
О таком положении дел не особенно принято говорить, но явление смерти на взлете существует и отрицать его не следует. Намного полезнее будет проанализировать наиболее распространенные причины преждевременной смерти серьезных проектов.
Здесь был сайт Ого-го какой. Закрыт навсегда. Такие сообщения нет-нет, но появляются перед нами на экранах мониторов. Правда, довольно редко. Но не потому, что стартапы не ложатся, а по причине нежелания их владельцев сообщать интернет-сообществу об их смерти.
Иногда такие проекты кажутся вполне действующими. Ошибки 404 сервер не выдает, группы в соцсетях вроде и существуют. Но при более тщательном рассмотрении замечаешь, что последнее обновление в ленте новостей было года два-три назад, а на звонок по номеру телефона отвечают люди, к компании отношения совершенно не имеющие.
Анализ российского сегмента стратапов показал, что на тысячу заявленных широкомасштабных проектов 70 больше официально не существуют. Показатель относительно небольшой, тем более, что для американских родственников это процент намного выше – по данным официального исследования, проведенного в прошлом году аналитиками из Университета Теннеси, эта цифра составляет не 7, а 70%! Правда, с небольшой оговоркой – речь идет о стартапах, недоживших до третьего дня рождения.
Вместе с тем, существует мнение, что для венчурного российского бизнеса показатель смертности составляет 9/10. Просто официальные данные об этом не распространяются, так как иногда престиж компании вынуждает проводить финансовую поддержку сайта в состоянии комы – как бы и есть ресурс, и одновременно он никем не поддерживается и не посещается.
Наиболее часто ложатся проекты купонных сервисов, социальных сетей и агентств мобильной рекламы. Связано это с очень жесткой конкуренцией в этой нише и, естественно, с большим количеством открывающихся новых сайтов.
Одна из самых распространенных причин смерти – наличие конфликтов между участниками или между участниками и инвесторами. Живой пример этому: проект Twistock, умерший всего лишь из-за разногласий разработчиков с венчурной компанией.
Следующей причиной гибели титанов, выявленной почти в 47% случаев, стоит назвать некомпетентность бизнесменов.
На третьем месте – идейная несостоятельность. Иногда такое явление называют неудобоваримым термином немонетизируемость. Можно вспомнить судьбу социальной сети Yolki, в идее общения которой была заложена анонимность участников. Оказалось, что неверной стала именно идея проекта. Людям в Сети просто не интересно и не о чем говорить без взаимных точек соприкосновения.