«Электронное правительство» (e-Government) - часто встречающийся, в последнее время, термин. Используется, впрочем, чаще наивно-интуитивно, не особенно и задумываясь-то над содержанием понятия. Поэтому, вместо «единое окно» читаешь иногда: «одно окно» (трудно себе вообразить что-то более ужасное, чем обслуживание населения «через одно окно»).
Появился этот термин в конце 80-ых годов прошлого века в США и Канаде.
«Электронное правительство» - часть электронной экономики и демократии в стране, система для повышения степени ответственности государства перед народом, мало зависящая от географических факторов.
Впервые об электронном документообороте (в рамках СССР) заявил известный советский кибернетик В.М.Глушков в своей книге «Основы безбумажной информатики». Он разработал принципы создания Общегосударственной системы автоматизированного управления всей экономикой большой страны (система ОГАС).
«Электронное правительство» направлено на изменение моделей взаимодействий в обществе.
Что это такое «электронное правительство»?
Это такая инфраструктура государства, которая интегрирует с помощью сетей Интернет в новую, единую среду, как население страны, так власть и бизнес. Основной целью такой интеграции является новая организация и поддержка новых форм оперативного, результативного и массового общения граждан и бизнеса с правительством, различного уровня властными структурами.
Актуальность «электронного правительства» определяется динамичностью многих подсистем современного государства: ФСС, ПФР, ФМС, адвокатура, суды, нотариат, бюджет, налоги, финансы, таможня, наука, образование, медицина, ЖКХ и т.д.
Создание «электронного правительства» должно минимизировать непосредственное («контактное») взаимодействие населения и органов государства, перенося участие в управлении государством (через систему выборов, например) в систему «электронного правительства». Основа такого коренного изменения взаимодействия – изменение менталитета госслужащих, структуры и принципов их взаимодействий между собой и с населением.
«Электронное правительство» предполагает:
- информационную и коммуникационную грамотность населения;
- наличие и государственную поддержку необходимого количества и качества (структура, содержание, «мощность») информационных систем и потоков;
- технологическую модернизацию, оптимизацию (рационализацию) всех форм, структур и систем государственного аппарата и управления, «прозрачность» их функционирования, взаимодействия, расходования государственных средств.
Модели взаимодействия электронного правительства
«Электронное правительство» – это не дополнение или аналог «обычного» правительства. Это – новые способы взаимодействий с помощью Интернет-коммуникаций, корпоративных и социальных сетей с целью повышения эффективности предоставляемых государственных услуг.
Основные модели взаимодействий электронного правительства:
- между государством и населением, гражданами (G2C, Government-to-Citizen, Государство-Гражданин);
- между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business, Государство-Бизнес);
- между ветвями госвласти (G2G, Government-to-Government, Государство-Государство);
- между государством и госслужащими (G2E, Government-to-Employees, Государство-Служащие).
Концепция формирования «электронного правительства» в РФ
В РФ разработана и утверждена (6 мая 2008 года) Концепция по формированию в РФ электронного правительства в рамках реализации проекта «Электронная Россия» (постановление № 721 «О внесении изменений в ФЦП «Электронная Россия»»).
Основные цели и задачи этой Концепции
- доступные качественные услуги государства и муниципалитета – как для физических, так и для юридических лиц;
- упрощенные, оперативные и эффективные процедуры оказания населению государственных слуг, в том числе, самообслуживания при оказании таких услуг;
- реализация принципа «единого окна» для обслуживания физических и юридических лиц;
- расширение доступа всех к (открытой) информации по работе органов власти;
- расширение и поддержка доступности к такой информации;
- расширение форм участия народа в принятии властью решений;
- обеспечение и поддержание эффективной обратной связи типа «население - власть»;
- усиление ответственности власти за надлежащее качество принимаемых ею решений.
Что необходимо сделать в рамках Концепции?
Для всего этого необходимо будет обеспечить в полной мере использование и информационную защиту:
- средств удаленного доступа к открытой и общезначимой информации всех структур власти;
- государственных и муниципальных услуг с помощью центров доступа и сетей Интернет (по принципу «электронный киоск») и многофункциональных центров предоставления таких услуг;
- электронного документооборота;
- информационных систем планирования и управления;
- нормативно-правовой базы взаимодействий участников.
Строительство «электронного правительства» и сайтов
«Сайтостроительство» для нужд «электронного правительства» предусматривает:
- развитие сети ведомственных сайтов для доступа к ведомственным информационным системам;
- развитие информационно-справочной системы поддержки госуслуг и взаимодействия граждан с госорганами;
- создание порталов органов госвласти;
- развитие интерактивного взаимодействия и электронных платежей;
- обеспечение полного и недискриминационного доступа к ресурсам, обратной связи и обработки обращений граждан;
- создание сети центров общественного доступа (на почте, в библиотеке и др.).
Примеры реализации Концепции по России
Из различных СМИ и сообщений в Интернет следует, что пока «электронное правительство» более или менее функционально реализовано в Сингапуре и Эстонии. А что сделано в России?
Примеры работ реализации Концепции «электронного правительства» по России:
- портал электронного представления товарной информации на таможне РФ;
- создается в Москве интеллектуальная система борьбы с автоугонами и транспортной системы;
- оформление (подача заявления и фотографии) внутреннего паспорта через портал;
- начата разработка «электронного офиса» московской мэрии для работы с населением, в том числе, отслеживания общественного мнения о недостатках работы мэрии в Интернет;
- внедрены процедуры электронного взаимодействия в арбитражном суде Московского округа;
- разработаны и прошли опытную эксплуатацию информационные киоски доступа для проектов «Электронный Татарстан» и «Электронная Чувашия» (пилотные проекты), в частности, бюджет программы по Татарстану увеличен в полтора раза в 2012 году по сравнению с прошлогодним (до 200 млн. руб.);
- разработана основа для «Электронного правительства» Калужской области (система, объединяющая правительство и министерства области, администрации губернатора, районов, городских округов и других точек (всего 48);
- запущен (при содействии «Дальсвязи») социальный проект «Поколение оn-line» (обучение старшего поколения Интернет-взаимодействиям);
- запущена в Тульской области (по программе «Электронное правительство») подготовка регистрационных документов, как для физических, так и для юридических лиц, почти две тысячи учреждений объединят в единую сеть;
- запущена в Самарской области (по соответствующей региональной программе) интерактивная кадастровая геоинфосистема (цифровая карта), с данными о любом земельном участке (правовой статус, адрес, площадь, стоимость по кадастру), с заверением электронной подписью в Госреестре и пересылкой заявителю по e-mail;
- запущена и функционирует в Кировской области «электронная приемная» - жители области могут направить жалобы на любой орган (любое должностное лицо) исполнительной власти;
- реализуется переход к межведомственному электронному взаимодействию при предоставлении госуслуг в Свердловской области (по 43 типовым услугам);
- запускается разветвленная сеть из 293 электронных терминалов по оказанию госуслуг в 160 административных зданиях Нижегородской области, где планируется осуществлять все платежи только через эти терминалы (в том числе, за связь и ЖКХ);
- первоочередные услуги (получение субсидии ЖКХ, документов ЗАГС, постановка на учет нуждающихся в жилье и другие, всего их 17) в Курганской области принимаются в электронном виде;
- в рамках реализации пилотного проекта в Ростовской области реализованы информационные системы для размещения госуслуг, корпоративная сеть телесвязи органов госвласти и административных центров области, сформирован перечень около 300 госуслуг органов власти и 220 услуг подведомственных учреждений;
- в электронный вид переводят социально значимые госуслуги в Калининградской области (ежемесячные пособия на ребенка, материнский капитал, поиск работы и временное трудоустройство, ЗАГС, результаты ЕГЭ);
- в Татарстане осуществляется переход к электронному журналу в школах, а в Ставрополье и еще в шести регионах страны – «облачный сервис в школах».
Это далеко не полный перечень моментов развития «Электронного правительства» в России.
Полная реализация «Электронного правительства» (трудно сказать, к какому сроку) должна позволить достижения уровня многих развитых стран и приближения к показателям стран ЕС. Ведь и по уровню компьютеризации, и доступности Рунет непреодолимого отставания от этих стран – нет.
Следует отметить, что плохо обстоят дела с эффективным инструментарием, как для разработок, так и для адаптации, а также для оценки их эффективности. Да и психологический барьер неподготовленного «чиновничества» и населения также сильно сказывается.
Электронный парламент
Концепция «электронный парламент» внесена в Думу недавно, но пока на реализацию денег не было. Сейчас финансы найдены, после выборов планируется выделение примерно 500 млн. руб.
Концепция предусматривает ряд этапов.
- На первом этапе произойдет объединение баз документооборота Госдумы и Совета Федерации с подключением региональных парламентов, а далее и муниципалитета.
- На втором этапе – создание парламентского портала для населения.
После авторизации любой может внести законодательные предложения. Предложения, которые соберут на портале достаточно голосов независимых экспертов и посетителей сайта, будут затем рассмотрены в Думе. Она сейчас оснащается Wi-Fi, но есть сложности безопасного подключения к специальному модему.
Необходимо использование электронной цифровой подписи.
Электронная цифровая подпись – как элемент взаимодействия в рамках «электронное правительство»
Электронная цифровая подпись понадобится всем. Особенно, при реализации «электронного правительства».
Электронная цифровая подпись – систем электронного взаимодействия с использованием двух ключей - открытого (передается адресату, другому лицу) и закрытого (хранится у владельца). Ключ ЭЦП сертифицируется удостоверяющим центром (сертификационным органом). Такой центр есть в каждом регионе.
Сертификат ключа электронной цифровой подписи включает (содержит) обязательные сведения: ФИО (или наименование) владельца или полномочного представителя, открытый ключ, срок действия, номер сертификата, другие данные.
Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» предусматривает ответственность за нарушение регламента об ЭЦП и декларирует следующие положения:
- электронная цифровая подпись и оригинал подписи лица (правомочного лица) имеют одинаковую силу;
- пользователь открытого ключа может требовать подтверждения сертификата ключа в удостоверяющем центре;
- владелец сертификата ответственен (в уголовном порядке!) за последствия, возникшие при использовании (несанкционированном!) закрытого ключа;
- неправомерное использование ЭЦП лица или доступ к нему приводит к ответственности (до уголовной!).
Важно также решить проблемы аутентификации.